Может кому пригодится...  http://forumstatic.ru/files/0014/a6/40/22681.gif Ну и личный ваш опыт тоже будет кстати!

Положа руку на сердце, согласимся, что на критику существует только две реакции: болезненная и очень.

На работе просто необходимо учиться скрывать уязвленное самолюбие под маской улыбки. Чем быстрее мы преодолеем расстояние от кривой усмешки до широкой улыбки, тем лучше для нашего профессионального роста. Психологи советуют: если вас отчитывают за что-то, не пытайтесь препираться, приберегите на потом объяснения, уточнения и даже справедливый гнев. Лучший способ защиты – отсутствие защиты.

Если позволит самообладание, можете пересказать высказанные вам замечания своими словами. Этим вы покажите, что внимательно все выслушали. Скажите начальнику: «Я понимаю, что вы имели в виду» и сразу заметите, что его раздражение развеется. Если вы находите критику безосновательной, а факты извращенными, то молча выслушайте претензии. Это не означает, что вы несогласны с критикой. Этим вы покажете, что просто не противоречите начальнику. Ваши препирательства могут вызвать у начальника желание доказать свою правоту во что бы то ни стало.

На самом деле любителей высказывать критические замечания мало (не берем в расчет неуравновешенных личностей). Нормальному человеку психологически тяжело вызывать на себя огонь ответных нападок и обид. Поняв, что вы ему не собираетесь перечить, начальник оставит вас в покое. Однако в этом случае существует опасность, что вы не сможете побороть свою обиду на начальника, зациклившись на форме, в которой высказана критика. Или станете испытывать смущение и гнев при мысли о том, что впали в немилость.

Вы внутренне кипите по поводу предвзятого отношения к вам, перебираете все случаи, когда любимчикам сходило с рук то, что ставят вам в вину? Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны и извлечь из нее пользу. Но прежде всего необходимо подавить в себе обиду и гнев. Дайте себе пару дней на то, чтобы остыть. В это время позволительно жаловаться близким и друзьям, злиться на начальника. Выпустив пар, начинайте размышлять здраво.
Три вопроса по существу

Чтобы продуктивно переработать негативный опыт, задайте себе три вопроса.

1. Есть ли в критике здравое зерно?

2. Говорили ли мне это раньше?

3. Чем придется пожертвовать, чтобы измениться?

Ответы наверняка дадутся вам нелегко, но ваши мысли будут направлены в позитивное русло. Важно понять: если вы уже давно работаете в данном учреждении, то в целом вашей работой довольны! Если критика появилась сразу после вашего повышения, то это связано с тем, что и требования к вам возросли. Это позволяет преодолеть обиду.

Несколько советов

1. Не обижаться. Не стоит быстро отвечать на критику со стороны коллег или шефа. Сначала необходимо отделить эмоции от сути претензий. Обращайте внимание на содержание сказанного, а не на форму высказываний. Критику коллег воспринимайте как экстренную оценку. Когда профессионалы в своей области высказывают мнение, можно легче и быстрее разобраться с проблемой. Помните, что даже авторитетные специалисты могут ошибаться, проверить это можно, спросив мнения у других специалистов в этой области.
2. Выясняем причины. Иногда за критикой скрываются намерения преуменьшить заслуги критикуемого и таким образом повысить свою самооценку. В этом случае обидные реплики – средство манипуляции. К примеру, после скептических замечаний вы отказываетесь от новой идеи, а через некоторое время некто из коллег выдает ее за свою, внеся минимум изменений. Как понять, что стоит за словами критики? Спросите у критикана: «Что, по вашему мнению, необходимо изменить?» Если он не сможет ответить, значит, руководствуется личными целями. Всегда обращайте внимание на слова, которые звучат после критики. Например, шеф высказал недовольство вашей медлительностью и после упомянул, что придется задержаться после работы. С его стороны – это лишь предлог заставить вас работать сверхурочно.
3. Спокойствие. Не доказывайте горячо свою правоту, диалог ведите спокойно. Нельзя показывать, что критикующий затронул ваше самолюбие. Сохраняйте спокойствие и проявите интерес. Критикующий повышает голос? Не проявляйте агрессию в ответ. Спокойно попросите сменить тон. Такой ход позволит перехватить инициативу. Если чувствуете, что критикующий пытается манипулировать вами, прямо скажите об этом. Не оправдывайтесь, отвечая на замечания шефа или коллег. В свою защиту можете привести мнение других авторитетных специалистов или данные исследований, статистики, ссылки.
4. Старайтесь извлечь пользу. Даже справедливая критика не даст результатов, если вы не захотите ее понять и принять. Поэтому нужна внутренняя установка на деловое восприятие. Если вы слышите критику со стороны специалистов или начальства – это значит, что они верят в ваши возможности. Если критика отсутствует совсем, значит, либо у вас все идеально (уверены, что можете этим похвалиться?), либо на вас просто махнули рукой и вскоре заменят другим работником. Учитесь извлекать рациональное зерно. Самая ценная критика – указывающая на недостатки в идеально, как кажется, выполненных задачах. Чтобы критика была полезной, ее, во-первых, необходимо услышать и осознать. Во-вторых – применить эту информацию к делу. В-третьих – не повторять ошибки.
5. Благодарность. Вне зависимости от того, будет ли критика резкой, или искренней, всегда благодарите критикана. Произнести слова благодарности легче тем людям, которые понимают ценность критики. А высказанная благодарность резким критикам поможет наладить с ними нормальные отношения. Таким образом, рядом с вами появится человек, который всегда укажет на недостатки. А вам нужно будет лишь вовремя их исправить.